В цирке профессиональная акробатика появилась в конце XVIII в. и стала успешно развиваться как самостоятельный жанр. Благодаря чрезвычайному разнообразию видов, величайшему множеству упражнений и различных форм исполнения акробатика занимает в цирке доминирующее положение по сравнению с другими жанрами. Владение приемами акробатики необходимо каждому артисту цирка - и клоуну, и гимнасту, и жокею, и жонглеру. Занятие акробатикой дает отличное развитие всех мышц.
Известно, что примерно 45 процентов веса взрослого человека приходится на мышцы. Если учесть, что у человека до шестисот мышц, то нетрудно представить, каким мощным двигательным аппаратом обладает акробат, так как в выполняемых им упражнениях участвуют все группы мышц. Всестороннее физическое развитие, какое дает акробатика, позволяет исполнителю успешно осваивать и другие жанры, например гимнастику, эквилибристику.
Цирковая акробатика – это совокупность цирковых номеров, характеризующихся определенными средствами и только им присущими действенными признаками. В цирке акробатика занимает доминирующее положение. Акробатическими приемами владеют и гимнасты, и жонглеры, и даже клоуны. Виды цирковой акробатики можно подразделить на две группы:
- Статическая (сохранение равновесия в различных положениях).
Исполнители номеров акробатики называются акробатами. В соответствии с производственным профилем и используемой аппаратурой они делятся на акробатов-вольтижёров, плечевых акробатов, (плечевики) прыгунов-эксцентриков, акробатов-каскадёров, конных акробатов, силовых, темповых, воздушных, акробатов на гигантских шагах (качелях), с подкидными досками, клоунов-прыгунов и т.д.
Прыжковая акробатика. Совокупность индивидуальных, и групповых прыжков в разных конфигурациях, в том числе - через препятствия (барьеры, экипажи, машины, людей, животных); прыжки осуществляются либо с помощью специальных подкидывающих приспособлений (батут, трамплин, подкидная доска), либо особыми исполнительскими приёмами. На сочетании построения пирамид и акробатических прыжков в манеже строится трюковой репертуар так называемых "арабских прыгунов".
Акробаты с давних пор использовали в работе различные подкидывающие устройства. Первым подкидывающим аппаратом был трамплин. Разбежавшись, акробат отталкивался от него ногами, используя пружинистую отдачу, вверх и крутил сальто. Прыжки усложнялись, акробаты пролетали сквозь вереницу обручей, перелетали над лошадьми, стоявшими в ряд, через конные экипажи с седоками.
Плечевая акробатика - (как правило, в групповом исполнении; минимум - трое участников) - верхние партнёры прыгают с плеч, на плечи нижних, на "колонну". Обычно используется в номерах с подкидными досками, батутом.
Силовая акробатика - (по устаревшей цирковой терминологии - крафт-акробатика, от нем. kraft - сила) - упражнения, требующие от артистов значительной физической силы и выносливости, основанные главным образом на жимах (стойки "руки в руки", "рука-голова") - стойка верхнего руками или одной рукой на голове нижнего, "голова в голову", перекаты по манежу нижнего, держащего на себе верхнего, акробатические пирамиды.
Пластическая акробатика - "каучук", "клишники", акробатческие этюды, художественно-акробатические группы - сочетание силовых и фигурно-композиционных элементов.
Вольтижная акробатика - (от франц. voltiger - порхать) - перебрасывание нижними верхних партнёров, выполняющих различные стойки, сальто. В старом цирке вольтижную акробатику называли ханд-акробатика, ханд-вольтиж (от нем. Hand -рука), так как переброска верхних производится руками (отсюда и другое название - ручная акробатика, ручной вольтиж).
Конная акробатика - акробатические трюки, комбинации, исполняемые артистами на лошадях. "Акробаты на лошадях" семья Запашных, много акробатических трюков было в труппе легендарных Жокеев Александровых-Серж, жокеи и па-де-де на лошдях п/р Глеба Лапиадо, Братья Тамарины-А. Калугин, Семья Тепловых, Руслан Садоев.
Некоторые разновидности акробатики - силовая, прыжковая - получили широкое распространение и в спорте. Этому в определенной степени когда-то способствовали артисты цирка, оставившие по разным причинам работу на манеже и обосновавшиеся в спортзалах в качестве тренеров. Многие артисты цирка участвовали в спортивных соревнованиях по акробатике. Демонстрируя высокий класс, они занимали призовые места, что, безусловно, служило популяризации и развитию акробатики в советском спорте.
Известны книги по акробатике, написанные еще в XVI в. Это "Учебник сальто-мортале" (по существу, первое руководство по акробатике) и "Три диалога об упражнениях в прыжках и вольтижировке в воздухе" (1599), написанные видным французским а